Ушёл из жизни театровед Олег Фельдман

Ушёл из жизни театровед Олег Фельдман

12 февраля 2021 года не стало историка театра Олега Фельдмана. Об этом сообщается на официальной странице Ассоциации театральных критиков в Facebook.

Театровед Алексей Бартошевич рассказал журналу ТЕАТР. о своём знакомстве с Фельдманом и его личности: «Когда я поступил в ГИТИС на театроведческий факультет, наш первый курс сразу сблизился и подружился с третьим, на котором учился Олег. Я по своему характеру сразу выбрал человека, за которым можно пойти, которого можно и нужно слушать. В нём чувствовалась глубокая и сильная личность, притом он был человеком невероятной скромности. С самого начала было ясно, что он незаурядный. Он был любимым учеником Павла Александровича Маркова, часто бывал у него, и мы бывали и видели, как он относится к Олегу. Это были не формальные отношения „учитель-ученик“, но отношения двух замечательно понимающих и любящих друг друга людей.

Через несколько лет я пришёл в ГИИ, где работал Олег. Не могу сказать, что наша дружба была близкой, но он занимал в институте особое место. Хотя Олег всегда оставался в тени, к нему все относились даже не с уважением, но с почтением, потому что в своей скромной тишине он делал великие вещи.

Его „Мейерхольдовский сборник“ – редакционный шедевр. Помимо всех прочих достоинств, сборник построен по новаторскому принципу – не по принципу жанров, когда статьи, письма и документы собраны отдельно, но выстроены в строго хронологическом порядке. Это беспрецедентная возможность для читателей следить за тем, как движется и развивается личность великого человека. Он произвёл переворот в том, что можно назвать мейерхольдоведением, хоть это и довольно странное слово.

Для нашего театроведения и русской гуманитарной мысли это огромная, невосполнимая утрата».

Олег Максимович Фельдман родился в 1937 году. В 1960 окончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс П. А. Маркова) по специальности история и теория театра. В 1966 – аспирантуру Института истории искусств (Государственный институт искусствознания). В 1970 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Судьба драматургии Пушкина».

С 1967 работал сотрудником Института истории искусств, а в 1995 стал заведующим сектором изучения и издания театрального наследия В. Э. Мейерхольда.

Олег Фельдман был редактором «Наследия В. Э. Мейерхольда». Это проект по публикации архива режиссёра и архивных материалов, связанных с его судьбой. Основная цель «Наследия» – воссоздать на документальной основе этапы творческого пути Мейерхольда, дать представление об эволюции его исканий в сфере театральной режиссуры и педагогики, а также о творческих открытиях и достижениях в контексте художественной жизни России первой половины XX века.

Помимо исследования творчества Мейерхольда Фельдман также занимался историей МХАТа и Малого театра, проблемами сценической интерпретации русской классики. Был автором книг «Судьба драматургии Пушкина», «Мейерхольд и другие», «В. Э. Мейерхольд. Лекции. 1918—1919», статей о «Трех сёстрах» В. И. Немировича-Данченко. Являлся лауреатом Государственной премии РФ (2000) и Международной премии им. К. С. Станиславского (2007), а также членом редколлегии федерального проекта «История русского искусства» в 22 томах.

Для «Истории русского драматического театра» написал разделы о Пушкине, о провинциальном театре 1860-х–1890-х гг., о театральной жизни столиц в начале XX века, а также подготовил переиздание двух книг В. Н. Всеволодского-Генгросса о русском театре от истоков до конца XVIII века. Написал разделы о драматическом театре для «Истории русской художественной культуры второй половины XIX века» и «Очерков русской культуры XIX века». Занимался подготовкой книг театрально-критического наследия П. А. Маркова («О театре», «Книга завлита», «Книга воспоминаний»). В качестве составителя, редактора и автора вступительных статей участвовал в изданиях «М. С. Щепкин. Жизнь и творчество», «Записки актёра Щепкина» (1988), «„Горе от ума“ на русской и советской сцене», «Дневники директора Императорских театров В.А. Теляковского». Также в 90-е годы Олег Фельдман был автором журнала ТЕАТР.

 

Источник: oteatre.info



Добавить комментарий